Новости бизнеса

Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

Поделиться:
Транспортная правкомиссия одобрила заявки аэропортов Магадана, Минвода, Улан-Удэ и Воронежа на увеличение тарифов, что приведет к существенному росту стоимости некоторых аэропортовых услуг. Аэропорт Камчатки в своей заявке на повышение тарифов был отклонен. Международный аэропорт Петропавловска-Камчатского Елизово имени Витуса БерингаПравительственная комиссия по транспорту в среду, 21 мая, отклонила предложения "Аэропортов регионов" о повышении тарифов в аэропорту Елизово (крупнейший на Камчатке), рассказали РБК два источника, знакомых с итогами заседания.


Управляющая компания внесла в проект повышения тарифов коррективы, которые сейчас находятся на стадии доработки. В качестве меры поддержки проекта и сохранения сроков окупаемости не исключается возможность предоставления дополнительной государственной помощи, сообщил источник РБК.

При этом предложения другого холдинга - "Новапорта" - о повышении тарифов в реконструированных аэропортах Улан-Удэ, Минеральных Вод, Воронежа комиссия согласовала. По словам источника, по тарифам аэропорта Магадана (входит в АБС, совместное предприятие "Новапорта" и "Аэропортов регионов") у правкомиссии "были вопросы", но предложения по нему были приняты. rbc.group \] Подорожание аэропортовых услуг, которое вырастет в несколько раз, приведет к увеличению стоимости билетов до 9,5% к 2027 году, а для перелетов из Москвы в Воронеж, закрытый для полетов с начала 2022 года, рост цен составит до 20%. Такую информацию содержат презентации, которые и.о. директора департамента транспорта правительства России Алексей Кайманов представил членам правкомиссии (данные имеются в распоряжении РБК). rbc.group Комиссия по транспорту, занимающаяся вопросами строительства и развития аэропортовой инфраструктуры, рассматривает проекты и после получения одобрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) определяет тарифы в соответствующих аэропортах. В состав комиссии входят ключевые фигуры авиационной отрасли, такие как Сергей Александровский (гендиректор "Аэрофлота"), Роман Троценко (бенефициар "Новапорта") и Евгений Чудновский (гендиректор "Аэропортов регионов"), а также представители министерств транспорта и промышленности и торговли, а также других организаций и ведомств. Руководит комиссией вице-премьер Виталий Савельев.

Камчатка

31 марта 2025 года в аэропорту Елизово, управляемом холдингом "Аэропорты регионов" (ранее входившим в структуру "Реновы" Виктора Вексельберга), был открыт новый пассажирский терминал. Его общая площадь составляет 50,6 тыс. кв. м, что значительно превышает площадь старого терминала, который занимал всего 8 тыс. кв. м и соответствовал категории Underprovided, самой низкой в рейтинге IATA, рассчитанной на менее 15 кв. м на пассажира в час пик. "Новый" классифицируется как категория Optimum (29-40 кв. м на пассажира в пиковые часы, вторая после Over-Design), с показателем, равным 34 кв. м на пассажира в часы наибольшей нагрузки. Этот результат ставит его на par с аэропортами Владивостока (35 кв. м на пассажира в час пик), Таллина (33 кв. м на пассажира в час пик) и Загреба (36 кв. м на пассажира в час пик), демонстрируя более высокий уровень, чем аэропорты Ростова-на-Дону (29 кв. м на пассажира в час пик), Нового Уренгоя (22 кв. м на пассажира) и Уфы (21 кв. м на пассажира).

Стоимость аэропорта по смете, согласованной с Главгосэкспертизой, составила 33,7 млрд руб. (вместе с проектированием, созданием инженерных сетей, привокзальной площадью и зданий служебно-технической территории), следует из презентации управляющей компании. Себестоимость 1 кв. м терминала одна из самых высоких в России - около 341 тыс. руб. (дороже только в аэропорту Магадана - 381 тыс. руб.). Для сравнения: 1 кв. м аэропорта Нового Уренгоя (введен в 2022 году) обошелся в 184 тыс. руб., Геленджика (также в 2022-м) - в 259 тыс. руб., а Оренбурга (2025 год) - в 284 тыс. руб.

Высокую себестоимость строительства в АР объяснили логистикой доставки строительных материалов и сейсмостойкостью здания. "Терминал построен с учетом десятибалльной сейсмики, что сделало строительство ресурсозатратным в части конструктива. На себестоимость повлияла и островная логистика Камчатки: все материалы и оборудование доставляются морем, а стоимость строительных работ существенно выше, чем в других частях страны", - сказал представитель компании. Он также подчеркнул, что все затраты в рамках строительства объекта подтверждены Главгосэкспертизой.

Коммерческая деятельность гостиницы, конгресс-пространства и торговых зон, входящих в состав пассажирского терминала, обеспечивает их окупаемость. Однако, объединение всех этих объектов в едином комплексе позволило добиться существенной экономии на строительстве инженерных сетей и благоустройстве территории, как отметили представители управляющей компании.

Представитель АР накануне заседания рассказывал РБК, что срок окупаемости инвестпроекта нового аэровокзала должен составить 21 год. Оператор ожидал повышения тарифов в 2025-м на 8% к действующим, в последующие два года - на 36% ежегодно, в 2028 и 2029 годах - на 5% ежегодно. Итоги заседания в АР комментировать отказались.

Из материалов к заседанию правкомиссии следует, что в случае согласования предложения инвестора тарифы в Елизово в 2025 году превысили бы ставки аэропортов Хабаровска (в 3,14 раза), Владивостока (четырехкратно), Новосибирска (в 2,5 раза), Южно-Сахалинска (в 1,7 раза), Анадыря (в 1,3 раза) и Мирного (в 1,24 раза).

ВЭБ.РФ предоставил на строительство кредит на 16,9 млрд руб., в том числе 5,45 млрд по льготной ставке 2%, что должно позволить инвестору сэкономить 6,5 млрд руб. на погашении кредита, говорится в материалах, направленных аппаратом правительства членам правкомиссии накануне заседания. В связи с ростом ключевой ставки инвестор для снижения влияния на регулируемые тарифы предложил ВЭБ.РФ дополнительно выдать 3 млрд руб. по льготной ставке 2% вместо определяемой по формуле "ключевая ставка плюс 3,74%" в рамках одного из траншей (предусмотрен кредитным соглашением с банком). Инициатива нашла поддержку в Минтрансе и находится на рассмотрении ВЭБ.РФ и Минвостокразвития, говорится в материалах.

В Минтрансе, ВЭБ.РФ и Минвостокразвития не ответили на запросы РБК на момент публикации.

По итогам 2024 года аэропорт обслужил более 900 тыс. пассажиров. Показатель будет умеренно расти каждый год и перевалит за 1 млн пассажиров только в 2031-м, когда достигнет 1,033 млн человек, из которых 927 тыс. придется на внутренние линии, считают авторы презентации. В 2035 году пассажиропоток дорастет до 1,2 млн пассажиров; из них 1,08 млн воспользуются рейсами на внутрироссийских направлениях.

Представитель вице-премьера Савельева подтвердил рассмотрение комиссией вопроса тарифов, но отказался комментировать результаты заседания.

"Аэрофлот" как основной перевозчик

Из 901 тыс. человек, обслуженных аэропортом в 2023 году, 50% пришлось на рейсы из Елизово в Москву, 18% - во Владивосток, 11% - в Новосибирск, 9% - в Хабаровск, говорится в документе.

Таким образом, половину пассажиров аэропорта обеспечивает "Аэрофлот", летающий из Москвы. Большинство билетов на эти рейсы продается по убыточному для авиакомпании так называемому плоскому тарифу - в отличие от тарифов, формируемых методами динамичного ценообразования, он не меняется в течение года и позволяет купить билет по одной цене вне зависимости от даты и времени вылета и заполняемости рейса. Этот тариф был введен "Аэрофлотом" как социальная мера поддержки авиаперевозок между столицей и городами Дальнего Востока: он не субсидируется государством, и убытки компенсируются за счет прибыли с других направлений.

До своего назначения в правительство Савельев руководил "Аэрофлотом" с 2009 по 2020 год. В течение этого периода он неоднократно высказывал мнение, что система плоских тарифов негативно сказывается на финансовом положении национального авиаперевозчика, особенно на дальневосточных маршрутах. Согласно презентации АР, 60% перелетов "Аэрофлота" по маршруту Москва - Елизово осуществляются по плоскому тарифу. Этот показатель рассчитывается как в пассажирах, так и в тоннах грузов, перевезенных с июля 2023 года по июль 2024 года. Остальные 40% распределяются следующим образом: 3% - бизнес-класс, 25% - субсидируемые билеты и 12% - прочие категории. В указанный период "Аэрофлот" заработал 4,3 млрд рублей от продажи билетов по фиксированным тарифам, 1,4 млрд рублей - от билетов бизнес-класса, 959,4 млн рублей - от билетов с субсидированием, а также 1,3 млрд рублей от других видов продажи. Кроме того, авиакомпания получила 1,2 млрд рублей от бюджета в виде субсидии на перевозку пассажиров по субсидируемым тарифам. За перевозку 6,5 тыс. т грузов на направлении национальный перевозчик заработал более 2 млрд руб. Суммарная его выручка на направлении с июля 2023 по июль 2024 года составила 11,4 млрд руб. Принесло ли это "Аэрофлоту" прибыль или убыток, в презентации не уточняется.


Рост тарифов в аэропортах "Новапорта" и АБС

Минеральные Воды - один крупных российских аэропортов, по итогам 2024 года занял девятое место по пассажиропотоку, обогнав воздушные гавани Калининграда, Уфы, Красноярска. За прошлый год обслужил 4,9 млн человек, что на 1,4% больше, чем годом ранее. Новый терминал площадью 28,5 тыс. кв. м и стоимостью 16,4 млрд руб. открыт 14 мая. С учетом согласованного повышения тарифа, по подсчетам "Новапорта" (представлены в материалах к заседанию комиссии), авиабилеты на рейсы из Минвод в Москву к 2028 году подорожают на 6,1% у "Аэрофлота" (с 24,6 тыс. до 26 тыс. руб. в обе стороны), на 5,5% - у S7 (с 27,5 тыс. до 29 тыс. руб.), на 5,8% - у "Уральских авиалиний" (с 25,8 тыс. до 27 тыс. руб.).

Аэропорт Магадана стоимостью 12,6 млрд руб. введен в эксплуатацию в декабре 2024 года. После подъема тарифов цены на билеты на рейсах в Москву (выполняет авиакомпания "Россия" на Boeing 777 по плоскому тарифу) к 2029 году вырастут на 9,5%, с 26,5 тыс. до 34 тыс. руб., в Новосибирск (выполняет S7 на Airbus A320) - на 5,3%, с 48 тыс. до 55,7 тыс. руб.

Терминал в Улан-Удэ стоимостью 3,88 млрд руб. введен в ноябре 2024 года. После увеличения тарифов билеты на рейсы в Москву (выполняет S7 на Boeing 737) подорожают к 2028 году на 2,6%, до 38,4 тыс. руб., в Новосибирск (S7 на Embraer E-170) - на 3,8%, до 27 тыс. руб.

Строительство нового терминала воронежского аэропорта, закрытого после начала специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года, завершилось летом прошлого года. По прогнозам "Новапорта", стоимость авиабилетов в Москву и обратно к 2027 году увеличится на 20%, с текущих 14,5 тысяч до 17,4 тысяч рублей. РБК не удалось получить комментария от представителей "Новапорта". Представитель авиакомпании сообщил, что ввиду предстоящих изменений аэропортовые сборы за одного пассажира вырастут до 10 тыс. рублей в Магадан, а до 4 тыс. рублей в Минеральные Воды и Улан-Удэ. По его словам, такой значительный скачок себестоимости перевозок неизбежно повлечет за собой сокращение количества выполняемых рейсов. По информации источника, перевозчики выразили обеспокоенность по поводу стремительного роста цен на авиакеросин, который за первые пять месяцев текущего года увеличился в среднем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Облако тэгов