Новости бизнеса

Эксперты оценили убыточность угольного экспорта к 2030 году

Поделиться:
Эксперты прогнозируют, что доходность угольного экспорта может стать отрицательной уже к 2030 году, если цены на твердое топливо снизятся даже на 5%. Особенно сильно этот негативный тренд коснется сегмента энергетического угля. Источник изображения: Александр Манзюк / Shutterstock. Согласно обзору, опубликованному отраслевым консалтинговым агентством NEFT Research (РБК располагает копией документа), снижение цен на уголь к 2030 году на 5% по сравнению с 2024 годом грозит сделать экспорт угля в любых направлениях убыточным. В конце прошлого года цена тонны энергетического угля составляла $77-84, а коксующегося - $123-125. В мае 2025 года рыночная цена энергетического угля уже опустилась ниже прогнозов аналитиков, составленных пять лет назад, и варьируется в диапазоне $63-72 за тонну в зависимости от FOB-базиса. Согласно NEFT Research, наибольшее снижение цен ожидается на рынке энергетического угля, в то время как сегмент коксующегося угля будет реагировать на эти изменения более сдержанно благодаря запасу доходности, который превышает 1000 рублей за тонну. Аналитики прогнозируют рост убыточности угольных поставок на Северо-Западе до 1,5 тыс. рублей за тонну, что на 0,5 тыс. рублей больше, чем в текущем сценарии. На Юге убыточность также вырастет, с 0,9 тыс. до 1,3 тыс. рублей за тонну. На Востоке ожидается переход в убыток, с 21 рубля прибыли до 0,4 тыс. рублей убытка на тонну. Предполагается, что морские поставки твердого топлива, составляющего 90% всех экспортных поставок (в 2022 году было отгружено 196,2 млн тонн при добыче 443,5 млн тонн, Минэнерго прогнозирует сохранение этих показателей и в 2025 году), в ближайшие пять лет сократятся на 10% по сравнению с 2024 годом, достигнув 150,2 млн тонн. В западном направлении объемы перевозок упадут более чем на 40%, лишь долгосрочные инвестиционные программы и уже сложившиеся логистические цепочки поставок сохранят какую-то стабильность (загрузка портовых мощностей при этом снизится ниже 35%, по сравнению с 64% в 2024 году). В южном направлении поставки останутся на стабильном уровне благодаря близости ключевых потребителей, таких как Индия и Турция. rbcgroup


Финансовое положение угольной отрасли В 2024 году угольная отрасль показала отрицательную финансовую результативность в размере 129 млрд рублей, в то время как годом ранее прибыль составила 357 млрд рублей. Объем выручки сократился до 1,8 трлн рублей, по сравнению с 2,2 трлн рублей в 2023 году. Министерство энергетики прогнозирует, что в 2025 году убытки могут увеличиться до 261 млрд рублей, а выручка снизится до 1,5 трлн рублей. Для стимулирования экспорта и повышения его прибыльности во всех направлениях предлагается "перераспределение маржинальности" по всей цепочке поставок. В первую очередь, это предполагает снижение тарифов на железнодорожные перевозки и портовые сборы, как отмечается в аналитическом обзоре. По прогнозам, к 2030 году доходность от экспорта угля может достичь 1,7 тыс. рублей за тонну в восточном направлении, 1,6 тыс. рублей - в северо-западном, и 1,9 тыс. рублей - в южном. Что способствовало бы сохранению экспорта угля? В мае 2025 года президент России Владимир Путин утвердил антикризисный план поддержки угольной промышленности. В рамках этого плана угольщикам предлагаются скидки в 12,8% на железнодорожные перевозки угля в порты Южного и Северо-Западного федеральных округов. Также предусматривается возобновление действия понижающих коэффициентов: 0,4 для дальности и 0,895 для энергетического угля. По итогам анализа экономической целесообразности поставок угля в указанных направлениях, Минтранс пришел к выводу о не необходимости предоставления экспортерам финансовых льгот, как позже сообщила газета "Коммерсантъ". Согласно NEFT Research, к концу 2024 года логистические расходы составят рекордные 79-83% от цены реализации твердого топлива. Такое положение сложилось в результате снижения цен на российский энергетический уголь на 23-31% по сравнению с 2022 годом, а также влияния других факторов, таких как отмена понижающих коэффициентов и регулярные индексации тарифов, установленных РЖД (последняя индексация произошла в конце 2022 года, на 13,8%). В результате стоимость доставки угля увеличилась в полтора раза. В порту Тамань удалось добиться снижения удельных затрат на перевалку угля на 33%, тогда как в остальных портах наблюдается рост в 5-70% (по данным NEFT Research). Ожидается, что доходы стивидоров от угольной перевалки в 2024 году составят 160-240 млн рублей. В целом, уголь формирует 15-20% выручки на рынке портовых услуг, а для специализированных терминалов этот показатель достигает 30-40%. Высокие угольные котировки и доступный фрахт способствуют маржинальности экспорта через порты Дальнего Востока, отмечается в аналитическом обзоре. По словам Игоря Смирнова, директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ), рентабельность экспорта энергетического угля для производителей, расположенных в "внутренних" регионах страны, ныне фактически снизилась до нуля или даже стала отрицательной, особенно при экспорте в западные страны. Если цены на угольную продукцию, отгружаемую из Дальнего Востока и Северо-Запада, продолжат снижаться, то можно прогнозировать сокращение экспортных поставок и ухудшение финансового положения многих угольных грузоотправителей из Кузбасса, Новосибирской области, Хакасии и прилегающих регионов. Эксперт высказывает пессимистичный прогноз: тенденция снижения цен на уголь в долгосрочной перспективе, скорее всего, сохранится из-за продолжающегося энергоперехода и перехода на газ как основного источника ископаемого топлива. По его мнению, понижающие коэффициенты могут стать главным инструментом поддержки для экспортеров. Такой подход может привести к неравным возможностям для грузоотправителей, перевозящих различные виды грузов, в доступе к железнодорожной сети, а также снизить доходы перевозчика, что, в конечном итоге, помешает реализации инвестиционной программы РЖД. В 2025 году объем этой программы сократился на 40,3% по сравнению с 2024 годом, составив 890,9 млрд рублей, включая инвестиции в проекты по расширению инфраструктуры, - отмечает Смирнов. РЖД постоянно подчеркивают, что предоставление льгот и преференций на транспортировку угля может нанести существенный ущерб финансовому благополучию компании. Так, например, потери холдинга из-за договоренностей о гарантированном вывозе твердого топлива за рубеж в восточном направлении, по их оценкам, могут составить 200 миллиардов рублей. Ранее в Институте экономики и развития транспорта, который входит в структуру РЖД, сообщалось, что при ценах на энергетический уголь с калорийностью 6000 нетбэки в мае составляли 0,9-1,2 тыс. руб. при уровне цен $62-75 за тонну. Включение понижающих коэффициентов и предоставление 12-процентных скидок могло бы поднять нетбэки на 240-720 руб. Однако, даже с такими мерами, при нынешних ценах и средней себестоимости добычи (2,6 тыс. руб., по информации февраля текущего года), большинство производителей, не имеющих собственной портовой инфраструктуры, не смогут добиться рентабельности. Высокие операционные расходы и волатильность мировых цен приведут к тому, что поставки останутся нерентабельными. По мнению Александра Григорьева, заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий, стратегическую устойчивость российской угольной промышленности может обеспечить расширение внутреннего рынка. "Скидки от железной дороги - это важный шаг в антикризисных мерах, однако без существенного роста внутреннего потребления угля мы останемся уязвимыми перед внешними потрясениями", - уверен эксперт.

Облако тэгов