Политика

«Почти без канцлера». Эксперт РАН — о первом фиаско Фридриха Мерца

Поделиться:
В колонке Владислава Белова, руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН, анализируются причины сбоя «черно-красного» коалиционного двигателя 6 мая и его потенциальное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Германии. 6 мая 2025 года Германия готовилась к смене руководства. Коалиционный договор между ХДС/ХСС и СДПГ уже был подписан, уходящий канцлер Олаф Шольц проводил последние встречи с коллегами, а президент Франк-Вальтер Штайнмайер предстояло принять нового главу правительства Фридриха Мерца в стенах дворца Бельвю. В ожидании этого события будущие министры уже собирались в коридорах бундестага. Ожидалось, что процедура избрания нового правительства будет стремительной и походить на театральное действо: голосование в парламенте, президентская грамота, присяга, а затем, согласно плану, передача полномочий прежними министрами новому составу правительства и, уже на следующий день, первая поездка канцлера в столицу Франции или Польши. Немецкая политика в этот день продемонстрировала, что слова "никогда" не стоит произносить. Кандидат на пост канцлера Мерц в первом туре голосования набрал лишь 310 голосов, тогда как для победы требовалось 316. У "черно-красной" коалиции, обладающей 328 местами в бундестаге, возникли вопросы: где же скрылись оставшиеся голоса? Кто из депутатов не поддержал своего кандидата? Не оказал ли свою поддержку кто-то из оппозиции? Тайное голосование не позволило получить ответов на эти вопросы, породив в партийных рядах волну недоумения и активных обсуждений. Юлия Клекнер, президент бундестага, вместе с большинством депутатов, гостей, среди которых была семья Мерца, альтканцлер Ангела Меркель, и политических экспертов, испытала шок. Вся страна с замиранием сердца ждала второго тура и ответа на вопрос: "Будет ли всё-таки Мерц?". rbc.group Данная ситуация отличалась своей уникальностью не только в свете современной истории Германии, но и в контексте парламентаризма ФРГ, где коалиционные соглашения и партийная дисциплина всегда были основополагающими принципами. Небывалое в послевоенной истории (западной) Германии событие – невыборы федеральным президентом выдвинутого кандидата на пост канцлера с первой попытки – поставило под сомнение эти устоявшиеся традиции. Его действия неизбежно подкосили авторитет как Мерца самого, так и его союзников. rbc.group \] Даже до достижения соглашения между фракциями ХДС/ХСС и СДПГ с Левыми и Зелеными по вопросу о голосовании за изменения в порядок работы бундестага и проведении второго тура в один день, у меня уже сформировались три основных сценария развития событий, которые в течение второй половины дня пришлось проанализировать с экспертами и представителями российских СМИ. Вариант 1. Повторное голосование - быстрый выход из кризиса. Самым вероятным сценарием являлось проведение второго тура голосования (в рамках положений статей 61-63 Основного закона), где Мерцу вновь предстояло заручиться поддержкой 316 голосов. В случае неудачи в этом туре, победа в третьем туре могла быть одержана при наличии относительного большинства голосов "за", превышающего голоса "против". Даже в случае повторного проявления "внутреннего саботажа", Фридрих Мерц получил бы должность канцлера, если бы не возникла альтернатива в лице другого кандидата и оппозиция не решила сыграть в "поддавки". За 24 часа политические переговоры внутри партий и между ними должны были сгладить репутационные острые углы. В это время планировалось провести и новый этап внутрипартийной работы по укреплению дисциплины. В конечном итоге, примерно такой сценарий и был воплощен в жизнь. Вариант 2. Отказа Мерца от участия в выборах. Менее вероятный, но изначально активно обсуждаемый в немецких и российских СМИ, сценарий предполагал добровольное решение Фридриха Мерца отказаться от борьбы за должность канцлера. Причиной такого решения могли стать потеря доверия со стороны избирателей, подрыв его статуса лидера и нежелание попасть в плен фракционных разногласий. В этом случае могла быть проведена экстренная перегруппировка и выдвинута альтернативная кандидатура. Я сознательно не использовал персоналии в своих расчетах, хотя видел некоторых политиков как потенциальных "запасных". Но такой подход требовал бы как минимум недели, что неизбежно привело бы к затяжной фазе кризиса. В качестве крайнего варианта, я рассматривал сценарий, при котором в рамках сроков, установленных Основным законом, бундестаг не сможет избрать канцлера. В таком случае, была бы предпринята процедура роспуска парламента и назначены новые выборы. Этот шаг был бы неизбежен для всех партий, за исключением "Альтернативы для Германии", которая заняла второе место на досрочных выборах в бундестаг в феврале. Длительное безвластие в ФРГ, которое, как отмечал РБК, было крайне нежелательным явлением, усугубляло внутриполитическую нестабильность и наносило ущерб международному имиджу Германии, особенно в тот момент, когда от нее ждали четкого сигнала о готовности обеспечить стабильность в Европейском Союзе. Мерц на повторном голосовании набрал 325 голосов, что на девять больше необходимого минимума. Такой результат возвращает формальную легитимность политическому процессу, но не устраняет возникшего дискомфорта. Первая в истории ФРГ неудачная попытка избрания канцлера в первом туре - это явное проявление того, что управление коалицией, даже при наличии стабильного арифметического большинства, всё более обременено сложностями. В первом туре, возможно, часть депутатов ХДС/ХСС воспользовалась анонимным голосом, чтобы тайно продемонстрировать недоверие к Мерцу, не нарушая партийной солидарности. Такой шаг может свидетельствовать о более серьезных разногласиях между партийной фракцией и ее новым руководителем, а также о возможных трудностях в личном стиле будущего канцлера. Избрание Мерца снимает с повестки дня второй и третий сценарии, однако сам факт их активного обсуждения и невыглядения фантастикой свидетельствует о низком уровне доверия к новому правительству уже на начальном этапе. Процедура избрания породила также конституционный прецедент: коалиционные силы для обеспечения необходимого двухтретьего большинства на втором туре и предотвращения досрочного кризиса вели переговоры с оппозиционными партиями, за исключением "Альтернантивы для Германии". Фридрих Мерц традиционно считался представителем правого центра: трансатлантистом, экономическим либералом и сторонником строгой политики в отношении миграции. Его победа на выборах была желанна для крупных корпоративных объединений, однако вызывала опасения у представителей малого и среднего бизнеса (Mittelstand), большая часть которых выступила против его кандидатуры. Успех нового кабинета будет зависеть не только от профессионализма бюрократического аппарата, но и от способности налаживать эффективную коммуникацию с партийными структурами и региональными лидерами. Вице-канцлер и министры от СДПГ, такие как министр финансов Ларс Клингбайль, уже проявляют стремление к самостоятельности и большей политической активности. Борис Писториус, единственный представитель бывшей социал-демократической части "светофорного" правительства, сохраняющий пост министра обороны, может в будущем превратиться из технического в полноценного политического конкурента для своих коллег по коалиции. Политическая система ФРГ продемонстрировала свою устойчивость, но одновременно выявила, что политическая инерция в Германии не является залогом стабильности. Назначение Мерца десятым федеральным канцлером сопровождается ощутимой неопределенностью, которая исходит не столько из общества, сколько изнутри самого парламента. Вопрос о том, как он справится с управлением страной в условиях глобального кризиса, конфликта в Украине, разлагающегося доверия внутри ЕС и ожиданий со стороны США, остается открытым. В ближайшие недели главным предметом обсуждения станет именно это. В день, когда состоялось торжественное празднование избрания канцлера и формирования нового кабинета министров, 6 мая прошел еще один важный вечерний прием - в честь 100-летия DAAD (Германской службы академических обменов). Несмотря на достигнутую формальную стабильность, настоящая прочность положения остается пока под сомнением.

Облако тэгов