Новости бизнеса

Производитель заявил о риске сбоя канатных дорог из-за иностранного софта

Поделиться:
Производитель канатных дорог «Руслет» заявляет, что отсутствие обновления импортного ПО в течение трех лет для большинства канатных дорог в России создает серьезные угрозы для горнолыжных курортов. Недавно швейцарская компания Bartholet, бывшая владельцем «Руслета», вышла из состава его акционеров. Изображение: Константин Кокошкин / Global Look Press Почти 90% канатных дорог, функционирующих на горнолыжных курортах России, до сих пор зависят от иностранного программного обеспечения. Это создает серьезный риск их выхода из строя из-за прекращения выпуска обновлений, как заявил РБК Дмитрий Сидорович, глава компании "Руслет" (входящей в ГК "Васта Дискавери") - одного из ведущих российских производителей скоростных канатно-транспортных систем. По словам Сидоровича, отечественным ПО сейчас оснащено лишь 10% оборудования современных автоматизированных канатных дорог. Он подчеркивает, что оставшиеся 90%, работающие на иностранном софте, несут существенные риски, как отмечает генеральный директор "Руслета". С марта 2022 года европейские компании, занимающиеся производством современных канатных дорог, начали покидать российский рынок. "В момент введения первых санкций они незамедлительно ушли, оставив свое оборудование без какого-либо переходного периода", - рассказывает Сидорович. По словам собеседника РБК, сегодня многие российские горнолыжные курорты функционируют на устаревшей инфраструктуре, которая не получает своевременного обслуживания и обновления от производителей. Зачастую на оборудование устанавливаются не оригинальные запчасти, что приводит к его деградации и создает угрозу безопасности для пользователей. rbc.group \] Бывшая "РТ-Бартолет" являлась совместным предприятием, где дочерняя структура "Ростеха" (60%) объединила усилия с швейцарским производителем канатных дорог Bartholet (40%). Объявление о создании СП с одним из лидеров мирового рынка канатных дорог было сделано "Ростехом" в ноябре 2020 года. В рамках проекта по производству канатных дорог в особой экономической зоне "Технолополис Москва", рассчитанной на выпуск пяти канатных дорог в год, предполагалось вложить около 2 миллиардов рублей. В 2022 году бизнесмен Сергей Бачин, ранее руководивший девелоперскими проектами "Интерроса" Владимира Потанина и курировавший развитие курорта "Роза Хутор" в Красной Поляне, приобрел долю в "Ростехе". В настоящее время его портфель включает в себя производитель органических продуктов "АгриВолга" и группу "Васта Дискавери", которая занимается созданием туристических комплексов в Завидово и строительством туристического парка "Три Вулкана" на Камчатке. Bartholet, швейцарская компания, постепенно сокращала свою присутствие в бизнесе. В июне 2023 года она уменьшила свою долю в совместном предприятии, передав примерно 15% своего пакета ООО "Руслет-Инжиниринг", где единственным владельцем, как следует из ЕГРЮЛ, является Дмитрий Сидорович. В 2024 году структура Бачина приобрела практически оставшуюся долю Bartholet в компании (25%). Согласно ЕГРЮЛ, до апреля 2025 года швейцарская компания Bartholet владела 0,1% акций "Руслета". Однако, как показывает информация из базы СПАРК, Bartholet полностью вышла из совместного предприятия. В "Руслете" подтвердили факт выхода Bartholet и отметили, что сделка предусматривает опцион на обратный выкуп доли, хотя точную стоимость не разглашают. В сентябре 2024 года структура Бачина расширила свои активы, приобретя российско-французское предприятие "Национальные канатные дороги" (НКД). В результате НКД вошла в состав экосистемы "Руслета", объединяющей компании, занимающиеся разработкой и внедрением отечественного программного обеспечения для канатных дорог, включая "Руслет Автоматизацию". Компания "Руслет" в партнерстве с Bartholet реализовала проекты по строительству канатных дорог на Воробьевых горах в Москве и на горнолыжном курорте Кировска. К ее портфолио также относятся канатные дороги на "Большом Вудъявре", а также на курортах "Мамисон" и "Ведучи". В 2024 году "Руслет" заключила долгосрочную сделку с горнолыжным курортом "Архыз" на поставку современного оборудования для подъема, включая пять канатных дорог и подъемников, которые будут эксплуатироваться до 2026 года. По словам Сидоровича, автоматизированные системы управления канатных подъемников нуждаются в обновлении каждые один-три года. В России же большинство канатных дорог, установленных до 2022 года, остались без обновления программного обеспечения. В связи с этим, как прогнозирует Сидорович, в скором времени это оборудование начнет демонстрировать неисправности. Сидорович подчеркивает, что канатная дорога, как транспортный объект, предназначенный для перевозки людей, должна безусловно соответствовать самым высоким стандартам безопасности. По его словам, сбои в программном обеспечении канатных дорог несут особую опасность. "Недавно произошел инцидент, когда программное обеспечение канатной дороги вышла из строя. Пассажиры оказались заблокированы в креслах более 40 минут. Аварийный режим не удалось запустить из-за невозможности устранить ошибку в европейском программном обеспечении", - рассказывает Сидорович. Светлана Данилина, зампред правления Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса, подчеркивает, что канатные дороги в России признаны критически важным элементом инфраструктуры. По ее словам, автоматизированные системы управления, используемые в гондольных подъемниках (для бугельных и кресельных не требуется такой уровень автоматизации), представляют собой критически важную информационную инфраструктуру. "Эти системы фактически лишены поддержки со стороны зарубежных фирм", - отмечает Данилина. РБК и директор департамента информационных технологий "Кавказ.РФ" Ислам Ашхотов, отвечающий за управление горнолыжными курортами "Эльбрус", "Ведучи" и "Мамисон", подчеркнули актуальность проблемы, связанной с отсутствием обновлений для зарубежных систем управления канатными дорогами. По его словам, российская горнолыжная индустрия остро нуждается в создании отечественных аналогов программного обеспечения и систем, и ожидает появления новых разработок на рынке. Ассоциация горнолыжных комплексов, территорий и сервиса напоминает, что к 1 сентября канатные дороги, работающие на автоматизированных системах управления, обязаны перейти на отечественный софт, как предписано указом президента. В настоящее время активно ведется работа по миграции канатных дорог на российское программное обеспечение, подчеркивает Данилина, добавив, что основным исполнителем этой задачи является компания "Руслет". Сидорович утверждает, что компания "Руслет" является единственной в России, которая смогла локализовать автоматизированную систему управления канатной дорогой и программное обеспечение. На сегодняшний день "Руслет" уже реализовала восемь проектов по адаптации австрийских, французских и швейцарских подъемников к российскому ПО, среди которых курорты "Роза Хутор" и "Большой Вудъявр". По его словам, замена иностранного ПО на отечественное может быть выполнена за 3 месяца, не прерывая работу канатных дорог. РБК обратилось за комментарием в Министерство промышленности и торговли, а также в Министерство экономического развития.

Облако тэгов