Новости бизнеса

Аналитики описали сценарии для рынка такси из-за новых правил локализации

Поделиться:
Предложенные требования к локализации такси могут привести к сокращению числа водителей в отрасли до половины. Эксперты Аналитического центра при правительстве призвали смягчить соответствующий законопроект, предлагая увеличить перечень разрешенных автомобилей, а также ввести субсидии и льготный лизинговый формат. Источник изображения: Андрей Любимов / РБК 13 мая во втором чтении Госдума обсудит законопроект, который устанавливает требования к локализации автомобилей, применяемых в такси. В ходе подготовки к второму чтению были внесены поправки, в частности, срок начала действия закона сдвинут на полгода – с 1 октября 2025 года до 1 марта 2026 года. При этом для Калининградской области и Дальнего Востока предусмотрены исключения: вступление закона в силу отложено до 1 марта 2028 года и 1 марта 2030 года соответственно. Правительственный аналитический центр (АЦ) провел исследование, которое оценило воздействие законопроекта о локализации автомобилей такси на автомобильную индустрию. Как следует из исследования АЦ (данные имеются в распоряжении РБК), в случае принятия закона в его нынешнем виде, отрасль может потерять до 507 тысяч водителей, что составит приблизительно половину всего числа действующих водителей. Каким образом изменяет закон?


В январе 2024 года законопроект, направленный на локализацию такси, был одобрен в первом чтении. Идея принадлежит Андрею Кутепову, главе комитета Совета Федерации по экономической политике, и Владимиру Гутеневу, председателю комитета Госдумы по промышленности и торговле. Предлагаемый законопроект устанавливает требование использования в такси только автомобилей российского производства, имеющих показатель локализации не менее 3200 баллов. Впоследствии было предложено расширить список, включив в него машины, изготовленные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. С 2015 года, а в обновлённом виде с конца 2020 года, в России действует программа СПИК. Она предполагает, что инвестор обязуется внедрять или разрабатывать определенные технологии в обмен на льготы, такие как налоговые послабления, особые условия аренды земельных участков для создания производственных мощностей и т.д. В рамках программы, утвержденной на период с 2022 по 2025 годы, были заключены соглашения с компаниями "Москвич" и "Моторинвест". С 1 марта 2025 года, для регистрации в реестре легковых такси, СПИКи будут допустимы, но только при условии одобрения их заключения правительством. В 2033 году единственным фактором, определяющим попадание в реестр такси, станет количество набранных баллов за соответствие требованиям локализации. Какова будет стоимость трансформации отрасли? rbcgroup


Согласно оценкам АЦ, водители столкнутся с суммарными потерями дохода в размере до 289 млрд рублей при модернизации парка автотранспорта в соответствии с новыми требованиями. Для водителей, работающих частично на личных автомобилях, замена одной машины может обойтись в 470,9 тыс. рублей, а срок окупаемости составит не менее 16 лет, не учитывая роста тарифов. Аналитики прогнозируют отток до 89,5% водителей с неполной занятостью на личных автомобилях и 35,6% водителей, работающих на арендованных автомобилях с полной занятостью, из отрасли. 15,2% водителей, которые зарабатывают на жизнь, возимые пассажиров на личных автомобилях, в случае полной занятости рынка рискуют уйти из такси. Исследование показало, что новые автомобили, отвечающие всем нормативным требованиям, в среднем оцениваются в 2,1 раза дороже, чем подержанные (1,73 млн рублей против 840 тыс. рублей). При этом динамика роста цен на отечественные авто превышает среднерыночную: Росстат сообщает, что за период с 2023 по 2025 год индекс стоимости новых российских легковых автомобилей увеличился на 25,7%, подержанных иномарок - на 18,4%, в то время как по оценкам аналитиков, рост цен на новые иномарки, поступающие в такси, не превысил 7%. На данный момент требованиям соответствуют четыре модели LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura), а также "Москвич-3" и "Москвич-6", кроссоверы XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, и электромобили от компании Evolute - i-PRO и i-JOY. Какими мерами предлагают эксперты В АЦ уверены, что негативные последствия можно минимизировать. Для этого специалисты рекомендуют увеличить ассортимент доступных автомобилей, с акцентом на модели с базовым набором комфорта. Аналитики выдвигают два альтернативных варианта развития событий. В первом случае к работе в такси допускаются все отечественные автомобили, независимо от года выпуска, а также иностранные модели, произведенные по контракту СПИК, вне зависимости от даты его подписания. В этом случае количество автомобилей, годных для работы в такси, увеличится на 18%. Согласно второму варианту, в такси разрешено будет эксплуатировать все автомобили, произведенные или собранные в России, независимо от года выпуска. В этом случае ожидается увеличение парка такси на 42%. Согласно оценкам АЦ, смягчение норм по допускаемым моделям автомобилей в такси сохранит рабочие места более 240 тысяч водителей, владеющих собственными машинами, в течение следующих трех лет. В числе предложенных решений также рассматривается введение льготных программ, таких как субсидирование приобретения автомобилей для такси и льготные лизинговые условия для моделей, отвечающих новым стандартам. Аналитики также предлагают снизить требования для водителей с неполным рабочим графиком и сделать исключения для регионов с преобладанием подержанных автомобилей, в частности для Дальнего Востока и Сибири. Исследование показало, что более трети российских водителей используют такси для получения дополнительного заработка. Самая большая концентрация водителей, работающих на полную ставку, приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа, а наименьшая - на Северо-Кавказский и Приволжский. Низкая доля новых автомобилей в ДФО и СФО обусловлена высокой доступностью и ценовой привлекательностью подержанных автомобилей, преимущественно японского производства. Примерно 31% всех поступающих автомобилей являются новыми. В большинстве регионов преобладают машины с пробегом от шести до десяти лет, в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах – старше десяти лет. Среди таксистов наиболее востребованы новые модели LADA Granta (8% от общего числа такси), Vesta (3%), Haval Jolion (6%), Geely Emgrand (2%) и BAIC U5 Plus (2%). На вторичном рынке также лидируют Granta (4%), Hyundai Solaris (3%), Kia Rio (3%), VW Polo (2%), а также LADA Priora и Kalina (2%). Средняя цена пяти самых популярных новых автомобилей, поступающих в такси, составляет 1,73 млн рублей, в то время как средняя цена подержанных автомобилей равна 840 тыс. рублей. Исследование указывает на то, что 66% водителей с собственными автомобилями имеют частичную занятость. Эти водители в наименьшей степени зависят от заработка, полученного в таксомоторной сфере, и не стремятся менять свой автомобиль. Автомобили водителей с полной занятостью, как правило, приобретены в России (за исключением Дальнего Востока и Сибири), однако они не соответствуют критериям, установленным законопроектом. Хотя в сфере аренды процент соответствия законопроекту достигает максимального значения, не превышающего 20% в среднем по всей России, таксопарки всё же отдают предпочтение новым автомобилям иностранных марок. Ранее Владимир Гутенев, разработчик законопроекта, заявил РБК, что законодательство в сфере такси должно быть сбалансированным и не создавать преференций для одних участников рынка за счет других. Он также отметил, что самозанятость не может стать краеугольным камнем развития экономики в данной сфере, поскольку таксипарки несут бремя ответственности за безопасность пассажиров, надлежащий контроль над водителями и обязательное страхование поездок. Представители транспортной отрасли уже высказывали критику в адрес законопроекта, предупреждая о возможных последствиях: дефиците кадров, росте цен и предлагая распространить требования по локализации только на юридические лица. Российский союз промышленников и предпринимателей также высказал свою позицию, настаивая на годичном отсрочении его вступления в силу, доработке государственных программ поддержки закупок автомобилей для такси и учете особенностей регионов в структуре автопарков.

Облако тэгов